Эпицентр Сайта

Главная страница

Биография Гарегина Нждеа

Фразы Гарегина Нждеа

Как Гарегин Нжде спас весь мир от турецкой чуми


Биография Гарегина Нждеа


 

 

 

Биография Гарегина нждеа

Гареги́н Нжде (арм. Գարեգին Նժդեհ, настоящее имя — Гареги́н Егише́вич Тер-Арутюня́н арм. Գարեգին Եղիշեի Տեր-Հարությունյան; 1 января 1886 — 21 декабря 1955) — армянский военный и государственный деятель, автор концепции армянской национальной идеологии.

Молодость

Родился в семье священника в 1886 году в селе Кзнут Нахичеванского уезда. При крещении был наречен именем Аракел. Начальное образование получил в русской школе Нахичевани и продолжил учёбу в гимназии Тифлиса. В 1902 г. Нжде поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но через два года учёбы он покидает университет и всецело посвящает себя служению идеалам национально-освободительного движения. Вступив в 1904 г. в ряды Армянской революционной федерации Дашнакцутюн, переходит к вооруженной борьбе против турок и политической работе среди армянского населения.

 

Гарегин Нжде

 

 

 

Я – Гарегин Нжде — Я наплевал на ваш расстрел

 

Ниже опубликован отрывок из книги: «Гарегин Нжде и КГБ. Воспоминания разведчика». − Ер.։ НОФ “Нораванк”, 2007. — 282 с. В книге ныне покойного полковника госбезопасности Ваче Овсепяна изложена документальная история одного из наиболее драматичных периодов жизни выдающегося национального и политического деятеля Армении Гарегина Тер-Арутюняна (Нжде), когда тот в 1952–1953гг. пребывал в ереванской тюрьме Министерства госбезопасности Арм.ССР.

В то время с заключенным «Зубр» (а именно такой псевдоним присвоили Нжде советские чекисты) непосредственно контактировал тогда еще молодой капитан, заместитель Первого (разведывательного) отдела МГБ Арм.ССР Ваче Овсепян. Именно его личные воспоминания легли в основу данной книги.

Вместе с тем в книге представлен целый ряд исключительно ценных документов (секретные служебные записки и письма, протоколы допросов и т.д.), которые позволяют получить более полное представление о личности и деятельности Гарегина Тер-Арутюняна в целом.

Полностью воспоминания разведчика можно прочитать по ссылке на книгу в формате PDF: «Гарегин Нжде и КГБ. Воспоминания разведчика»

Я – Гарегин Нжде — Я наплевал на ваш расстрел

Первая моя встреча с Нжде состоялась в кабинете замминистра республики, полковника Мартироса Агекяна. Согласно полученному заданию, я сел в углу за отдельным столиком с карандашом и бумагой для записи беседы. Прежде чем изложить ее содержание, позволю себе поделиться моими первыми впечатлениями от Нжде.

В сопровождении надзирателя (который затем удалился) в кабинет вошел по-военному подтянутый человек приятной наружности, 66 лет, рост выше среднего, с живыми карими глазами, седой, с лысиной. Выглядел он, несмотря на военную выправку, несколько измотанным и подавленным, однако его острая реакция, яркая речь, цепкая память, аналитическое мышление, твердость, умение держаться с достоинством все еще были при нем.

Беседу с Нжде замминистра повел, мягко выражаясь, неэтично. Он прибыл к нам из Москвы, историю Армении знал поверхностно, по-армянски говорил плохо, в то же время вел себя крайне высокомерно, чем возбудил настороженность и явную антипатию Нжде, превосходящего Агекяна по всем параметрам.

Все предварившие беседу вопросы о самочувствии, настроении Нжде носили формально-бездушный характер, и ответы на них были соответствующие.

Затем замминистра неожиданно решил пустить в ход «главный козырь» и заявил буквально следующее: «Вы, Нжде, должны быть благодарны нам за то, что, несмотря на ваши кровавые деяния по отношению к большевикам в Зангезуре, мы, тем не менее, сохранили вам жизнь и не расстреляли вас».

Эти слова привели Нжде в ярость. Он вскочил с места и выпалил в лицо Агекяну: «Я наплевал на ваш расстрел. Вы должны понимать с кем имеете дело. Я – Гарегин Нжде , убежденный враг большевизма, посвятивший свою жизнь бескомпромиссной борьбе за свободу и независимость своего народа. Я отстоял Зангезур от турок и турко-большевиков. Неужели я испугаюсь вашего расстрела? Многие пугали меня им, но ничего не добились».

Я, конечно, не ручаюсь за абсолютную точность приведенных здесь слов Нжде, но суть их врезалась в мою память так же, как и вся сцена допроса. Отмечу, что в тот первый раз, как и в дальнейшем, когда возникали (и нередко!) споры на идейной основе, Нжде – в силу трагичности обстоятельств, в которых он тогда находился, – часто терял терпение, начинал горячиться, превращаясь в комок нервов.

В такт своим разящим суждениям он жестикулировал поднятой левой рукой, а правую часто прикладывал к сердцу. Говорил он метко, артистично, эмоционально. Его доводы были логически
выверены и труднооспоримы. Как я уже говорил выше, из-за конфликта с полковником Агекяном Нжде прервал разговор с нами и потребовал возвращения в камеру.

Замминистра ничего не оставалось делать, как, впопыхах вытерев платком пот со своей совершенно лысой головы, удовлетворить его требование. В свой рабочий кабинет я вернулся в подавленном и удрученном состоянии. Своим необдуманным поведением полковник Агекян в сущности нанес удар по важному делу.

Неужели трудно было понять, что разговор с человеком, добровольно изъявившим горячую готовность послужить интересам своего народа в борьбе против общего врага – Турции, не следовало начинать с обвинения его в том, в чем он категорически не считал себя виновным. Разве это – платформа для объединения совместных усилий?

P.S Этот отрывок очень ярко говорит о характере происходящего в то время. О том,  кто и какую позицию занимал в этих событиях. О чиновниках приспособленцах носящих армянские фамилии и не имеющих к Армении никакого отношения. Ничего не напоминает?

По прошествии ста лет практически ничего не изменилось, кроме марок и наклеек ренегатов и манкуртов. Тогдашние продажные комиссары сегодня называются политологами и экспертами, вчерашние большевики — это сегодняшние нео-большевики и нео-АОД-овцы, которые все еще у власти, и которые все также ищут способы продать нашу Родину туркам и московской татарии. что в принципе одно и тоже.

Гарегин Нжде — Из Автобиографии

Вне Армении армянам грозит вырождение. Лишь глубокого осознав и заново прочувствовав национальные ценности, добродетели и святыни, можно бороться с этим злом, для чего я и создал движение Цегакронутюн.

Целью его было вернуть армянину чувство хозяина своей Родины, спасая его от духовной и политической бездомности и беспризорности вне родной страны.

Лишь обновившись в этом патриотическом движении, могут объединиться все отдельные элементы армянского народа. Из-за этой проповеди патриотизма меня предала раскольническая, безродная и пораженческая часть армянства.

Я прощаю всех, прощаю по двум причинам: во-первых, мое национальное исповедание не позволяет мне испытывать вражду к какому-либо армянину, во-вторых, я глубоко понимаю этих несчастных, и поэтому остаются бессильными и злобными.

 

 


Гарегин Нжде про партию «Дашнакцутюн»

В 1890-х годах возникла партия «Дашнакцутюн». Ее основали Кристофор Микаелян, Ростом Зорян и Симон Дзаварян. Они вначале хотели реализовать совместное существование (сосуществование) революционных предшественников «Дашнакцутюн» – арменаканов и гнчакистов, чья деятельность носила разрозненный характер. Они попытались создать союз всех существующих освободительных сил армянского народа. Однако это не удалось, и таким образом, «Дашнакцутюн» – вместо того, чтобы стать союзом армянских революционеров, осталась армянским революционным союзом.

В начале своего существования эта организация по своему характеру была преимущественно революционной, боевой и национальной. Таковой она оставалась до 1907 года. Ее программные задачи были столь же скромны, сколь и понятны: защита жизни, имущества и достоинства западных армян. Иначе говоря – реформы.

Гайдуков (партизанов – прим. ред.) первого периода можно, не греша против нашего героического прошлого, поставить в ряд с нашими классическими патриотами. Не меньшим авторитетом пользовались армянские революционеры-интеллигенты: сыны народа, разделявшие его горести. Для них, как и для гайдуков, национальное дело было святыней, служить которому считали долгом и честью.

Популярностью и героикой своего первого периода «Дашнакцутюн» была обязана именно этим двум категориям революционеров, наличие которых обусловливалось исключительной нравственностью личностей основателей «Дашнакцутюн».

Невозможно провести параллель между первоначальными и сегодняшними руководителями «Дашнакцутюн», между тогдашними гайдуками и пришедшими им на смену маузеристами – без чувства восхищения первыми и глубокого отвращения к последним.

 

Единая партия «Дашнакцутюн» закончила свое существование: возникли дашнакцутюны, произошел глубокий раскол.

 

Активная часть армянства, к радости наших внешних врагов, тратила свое время и силы на внутреннем фронте, тогда как армяне Западной Армении, борющиеся против султанской тирании, умоляли их выслать руководителей и боеприпасы.

 

Все те народы и партии, которые легкомысленно относятся к своей героике и героям, переживают упадок.

 

 

Тер-Арутюнян Гарегин 

Январь 1947 года 

Внутренняя тюрьма МГБ Армянской ССР 

Отрывки из книги «Гарегин Нжде и КГБ»



Материал скомпонован и отредактирован: Аршам Агамалян


 

=== result ===
Click on icons for more info